Что такое активы и пассивы простыми словами

Понятие активы и пассивы в экономике и управления используют давно. Впервые система двойного учета была разработана итальянским ученым Лука Пачоли. Преимуществом такого подхода заключается в том, что двойная запись дает возможность не только быстро рассчитать доходы и расходы, но и проследить откуда эти средства берутся и на какие цели расходуются. Умение вести двойной учет необходимо не только бухгалтерам, но и тем, кто хочет жить не только от зарплаты до зарплаты, но и иметь больше денег.

Активы и пассивы в бухгалтерском учете
Следует разделять понятие активов и пассивов, используемого в бухгалтерском учете, от того, которое используют финансисты и менеджеры. Бухгалтер под активами понимает любое имеющееся в распоряжении предприятия имущество. В бухгалтерском учете к активам относятся:

здания, участки, земля и все что растет на ней;
оборудование;
сырье и материалы;
реализованная и нереализованная продукция;
свободные денежные средства;
собственные акции и акции других компаний, в которые были инвестированы средства предприятия;
наличные денежные средства;
научные разработки, свои собственные и приобретенные патенты.

При этом не имеет значения приносит актив прибыть или нет, он должен быть учтен и указан в главном документе - бухгалтерском балансе. На балансе активы располагаются по степени ликвидности, то есть, по тому, как быстро они могут быть переведены в деньги. Вначале указываются внеоборотные активы, то есть те активы, которые не являются частью производственной цепочки. Это здания, патенты, отложенные обязательства. Следом указываются оборотные активы, то есть те, что участвуют в обороте: сырье и материалы, запасы, отгруженная продукция, незавершенные товары, денежные средства, дебиторская задолженность. Содержание этой части бухгалтерского баланса зависит от того, каким видом деятельности занимается фирма и ее размеров.


Пассивы, в бухгалтерском учете, - это источники средств. В этом разделе бухгалтерского баланса указывается то, откуда были получены активы:

прибыль от продаж;
займы в банке - долгосрочные и краткосрочные;
средства, полученные от инвесторов;
задолженность перед кредиторами, в том числе перед собственными работниками;
собственные резервы.


Подразумевается, если деньги получены и использованы - они должны быть возвращены, потому все пассивы на балансе учитываются по степени срочности их погашения. Это справедливо как для займов, полученных у банков или других компаний, так и тех средств, которые были взяты из резервов.


В бухгалтерском учете существует правило - сумма активов и пассивов должны быть равны. Если это не так, это означает, что в учете были допущены ошибки и какой-то актив или пассив были не учтены или учтены неправильно. Так как если появился актив, он откуда-то появился, а если пассив - то средства были куда-то потрачены, вложены или где-то лежат в том виде, в котором они были получены. В этом и заключается принцип двойной записи, который дает возможность отследить движение актива от его принятия до выбытия.

Активы и пассивы в понимании финансиста или менеджера
Финансисты и менеджеры оценивают активы и пассивы не как имущество и его источники, а как категории доходов и расходов. Актив - это доход, если средства не приносят прибыли или доходы от них ниже расходов, то их относят к пассивам. Например, если был приобретен грузовой автомобиль для грузоперевозок, но при этом расходы на содержание машины превышают доходы от занятия такого вида деятельности, то покупку относят к пассивам. Если владелец автомобиля умеет считать, то он как можно скорее постарается сбыть пассив, а полученные средства вложить в более прибыльное предприятие.


Финансист или менеджер всегда оценивает актив, исходя из его прибыльности, а не стоимости, как это делают бухгалтеры. То как менеджер или финансист умеет выбирать активы и делать так, чтобы они увеличивались со временем, а не превращались в пассивы (в убытки), зависит успешность не только его работы, но и предприятия в целом.

Способы управления активами и пассивами
Для рационального ведения хозяйства фирмы, руководитель (владелец) должен использовать оба подхода в определении активов и пассивов. Если он не будет придерживаться этого правила, он либо не будет знать откуда и на какие цели расходуются средства, либо не будет знать, какие активы ему следует приобрести. Поэтому на всех более или менее крупных предприятиях работают два отдела: бухгалтерский и финансовый. В обязанности бухгалтеров входит фиксирование всех хозяйственных операций, будь то покупка нового оборудования или выплата зарплаты рабочим и распределение полученных доходов и произведенных расходов с тем, чтобы снизить налоговой нагрузки.


В обязанности финансиста или менеджера входит поиск и выбор наиболее прибыльных активов. Они должны уметь правильно оценить момент покупки/продажи актива с тем, чтобы обеспечить максимальный размер прибыли с каждой торговой операции. Если предприятие слишком мало. Бизнесмен не может позволить нанять специалистов и вынужден вести бухучет сам, чтобы его бизнес работал успешно, он должен использовать оба подхода при оценке активов и пассивов.

Способы управления личными активами и пассивами
Один из самых богатых людей на планете Джон Рокфеллер младший вспоминал, с теплотой, о своей первой бухгалтерской книжечке, которую ему подарила его мама. В книжечке было две колонки: доходы и расходы. Ведение личного бухгалтерского учета совместно с трудолюбием этого человека и привело к тому, что он вошел в клуб богатейших людей Земли. Казалось бы, что в этом такого - записывать все доходы и расходы, но дело в том, что когда человек делает такие записи, он просто начинает считать свои деньги, а значит, начинает управлять ими.


Однако просто вести бухгалтерский учет недостаточно. Необходимо также оценивать доходы и расходы так, как это делают финансисты. В противном случае возникает риск того, что покупки будут оцениваться неправильно. Человек будет покупать пассивы, не замечая этого. Например, расходуя сэкономленные средства на покупку дорогих часов, ручек и прочих предметов роскоши, которые стоят дорого, да еще и требуют дорогого обслуживания, а не на покупку активов. Это не значит, что покупать такие предметы нельзя, но если все деньги уходят на покупку таких вещей, то расходы будут только расти, а доходы постоянно уменьшаться. Для непредпринимателей доступны такие виды активов, как: банковские вклады, покупка акций и облигаций, банковских сертификатов, паев, иностранной валюты.

 

© 2012 Бухгалтерский учет Тюмень